«Товарищи непобедимого солнца»: Проблема «взгляда носителя» в Мистериях Митры (Гвоздиков Д. С.)Одной из загадок для понимания доктрины культа Митры в Римской империи, является «взгляд носителя». Распространенность мистерий Митры среди солдат, распространение храмов Митры вдоль границ и отсутствие, по-видимому, единого центра культа, все это порождает вопрос, почему культ так распространился среди военных? В чем причина его популярности для солдат?1 Кратко рассмотрим концепции, в рамках которых объясняется популярность культа среди солдат и купцов. Подход нравственного катехизиса, заключается в концепции спасения для верующего: «Согласно мифологическому сюжету, зафиксированному в ряде иконографии памятников (римский митреум на бычьем рынке, митреум в Марино, митреум в Сидоне, митреум в Штокштадте), Митре с большим трудом удается поймать, связать, а затем и заколоть быка. Выполнение приказа Высшего божества (Ахура-Мазды-Юпитера) требует тяжких усилий. Не меньших усилий требует отраженное в иконографии митраизма противоборство Митры и Солнца (Helios-Sol). Таким образом, лишь в конце своего земного бытия, примирившись с Солнцем, Митра возносится вместе с ним на колеснице на небеса. Так же последователи культа несут свое земное бремя, служа Митре на земле, и обретают надежду на обретение бессмертия на небесах. Одна из надписей в римском митреуме Санта Приска гласит: «И до конца вынесу приказы богов на своих плечах». Тот, кто «не несет ярмо», не может надеяться на спасение. Митраист был убежден, что верное служение богу приведет его к вечному блаженству».2 Другой подход апеллирует к привлекательности иноземного происхождения культа, и основан на Персидской (Зороастрийской) теории происхождения культа, изложенной в классических трудах Ф. Кюмона3. Экзотичность и идея нравственного катехизиса для адептов культа (договор заключенный адептом и Митра как блюститель договоров) были факторами привлекательности: «Возможно, чужеземный характер был одним из факторов особой привлекательности культа Митры. Основным же фактором, обуславливающим значительную популярность митраизма среди италиков в период поздней империи, был его сотерилогический характер».4 Астральный подход. Согласно ему адепты культа видели в Митре божество, аллегорическое воплощение которого, созвездие Персея, сменило созвездие Тельца в небесном экваторе5: «Убив быка (что вызвало смещение точек равноденствия), Митрас, по сути дела, сдвинул всю Вселенную. Бог, способный на совершение такого грандиозного поступка, несомненно, заслуживал поклонения. Кроме того, если Митрас мог сдвинуть небесную сферу, то значит он обладал и другими способностями, например, он мог преодолевать силы судьбы, находящиеся на звездах, и дозволять душе свободно проходить через планетарные сферы после смерти».6 Однако при всей убедительности такого подхода, проблема «взгляда носителя» становится еще сложнее: « Поборники этой религии, должно быть, верили, что они обладают великой тайной, которую им самим и избранным посвященным лучше держать при себе. Для посвященных знание сложной астрономической структуры, лежащей в основе митраизма, требовало более длительного приобщения к религии. Только приобретя необходимые знания, можно было оценить нового бога».7 Концепция социального контроля, предложенная Гордоном, предполагала мотивацию для простых верующих, посредством иерархических поощрений в рамках иерархии культа. Такие поощрения сулили личную выгоду, доступ к ресурсам, повышение социального статуса8. Проблема «взгляда носителя» может быть поставлена иначе. Насколько носитель мог вникать в детали культа? Или он ограничивался общими представлениями? Очевидная символическая сложность культа, двоякость толкований сама по себе должна была ограничивать объем понимания и проникновения доступные неофиту или рядовому адепту. При этом надо учитывать, что рядовой адепт или неофит это в большинстве случаев солдат, как правило, селянин по происхождению. Сложные философские и астрономические концепции были ему или незнакомы вовсе, или знакомы в редуцированном, вульгаризированном виде. Другой вопрос, был ли у культа единый центр со своим епископатом, т.е. был ли культ в империи централизован? Как правило, такая централизация должна ярко выражаться в монументальных культовых сооружениях. Но ни один храм Митры, известный нам, не подпадает под определения центрального культового монументального сооружения, вроде Пантеона или Собора св. Петра. Быть может храм близкого или родственного культа выполнял для верующих Митраистов такую функцию? Известно, что Аврелиан построил в Риме храм Непобедимому Солнцу9. Но его связь с культом Митры установить невозможно. Во время встречи Диоклетиана, Галлерия и Лициния в Корнунте «было принято решение о восстановлении Митреума, при этом сам Митра был определен как fautor imperii sui»10. Ничего также неизвестно был ли у культа свой епископат, т.е. была ли централизация культа. Семь ступеней иерархии, известные нам, по-видимому, ограничивались адептами местной общины верующих. Важным признаком, того, что культ не был централизован, является полное отсутствие в источниках указаний на споры о доктрине, или борьбы с ересью. Неизбежные в борьбе за влияния епископата, как мы видим на примере христианской церкви11. Идея о том, что адепты не всегда полностью понимали суть и символику, глубину культа, нашла подтверждение в ошибках каноничного изображения тауроктонии. На тауроктонии 2(поздний рельеф) из Дура Европос, вместе с Митрой изображены члены городского совета. Таким образом на центральной сцене культа оказались фигуры не имеющие символического подтекста, и не являющиеся значимыми для культа12. На тауроктонии из Мезии скорпион изображен у гениталий Митры, вместо гениталий быка: «Ясно, что художник, или торговец, или местная группа Митраистов, поняли это превратно. Скандально неправильная иконография подразумевает недоразумение или простое забвение истории или ее объяснения»13. Роль купцов или лагерных торговцев в централизации культа пока не выявлена. Но они вполне могли быть носителями «тайн» или учителями для неофитов. Чувствование и ощущения сопричастности могла вполне заменять собой глубину знания символики или понимания доктрины. Важность чувствования и идеи сопричастности подчеркивал Бек. Другим важным постулатом является вывод о том, что доктрина не была автономна и идеологически независима от мировоззрения и мироощущения античного общества14. Таким образом, можно выразить ключевые парадигмы культа, понятные на уровне ощущений независимо от социального статуса и образованности: Ритуал, Чувствование и Ощущения сопричастия, идея Sol Invicti — Непобедимого Солнца, идея о единении Митры и Непобедимого Солнца, поведение и нравственный катехизис. Ясно, что идея непобедимости была крайне важна для солдат. Быть может важнее всех остальных составляющих культа. Victoria часто изображалась на монетах, как символ императорской пропаганды15. Императоры старались создать образ собственной непобедимости. На медальоне Гордиана III16, посвященном победам на Востоке, изображен император, венчаемый Викторией. Император обращается к Солнцу с приношением. Sol изображен в квадриге. Ниже поверженные Тигр и Евфрат. Римская нумизматика и изобразительная традиция часто освещает такой мотив как непобедимое солнце SOL INVICTI, например: монета Проба SOLI INVICTO, монета Аврелиана с изображением Sol-a, монета Константина с легендой SOLI INVICTO COMITI, монета Гелиогабала SOLI INVICTI, медальон Константина SOLI INVICTUS17 и др. Юлиан называет себя «спутником Царя Солнца»18 и следующим его пути. Непобедимое Солнце бог изображается, как правило, в короне в виде угольных лучей, например серебряный диск с изображением SOLI INVICTUS19. В такой же короне часто встречаются изображения императоров, особенно на монетах. На монете Гелиогабала мы не найдем привычной короны, однако Геродиан сообщает, что в жизни он носил ее. Так же он правил колесницей, как и SOL20. Известны изображение Митры и SOL INVICTUS в короне с расходящимися лучами: Рельеф из Лувра21, тауроктония из Ватиканского музея22, тауроктония Барберини23, митреум Марино24, и др.
SOL INVICTUS часто изображен на колеснице, например: монета Проба с легендой SOLI INVICTO, медальон Константина25, серебряный диск из Пессинус26 др. И аллегории с императорами: Монета Викторина изображающая Императора в короне и SOL INVICTUS в короне на обратной стороне.
Рельеф из Лувра, где Митра вручает рог Солу (Солнцу)27 венчанному в короне перекликается с монетой Гордиана III, где венчанный император вручает венок Солу на колеснице. Царь пожимающий руку Богу известный мотив иконографии на ближнем востоке28.
Другим выражением единения Бога и Царя является мотив охотящегося Бога и охотящегося царя. Охотящийся Митра в иконографии ближнего востока, сюжет известный для митраистики29. Царь-охотник, царь ведет себя как бог. Воплощение и визуализация сакральных символов30. Единение с потусторонним, синкретизм Божественного и человеческого через образ охотящегося царя. Этому мотиву близка сцена пирующих весте Сола и Митры на фреске из Дура Европос, а также образ охотящегося Митры (Митры Охотника) из Митреума Дура Европос. Митра так же может присоединяться к движущейся колеснице Сола по небосводу31. Митра является спутником и товарищем Сола, он так же тождествен Солу. Однако тождество Митры и Сола это состояние. Митра не всегда тождествен Солу. Это тождество, рождалось в результате некоего действия. Мимесис, подражание и воплощение, таким образом был способом чувствования тождества. Мимесис непобедимости, вести себя как непобедимость, подражание символам Непобедимого Солнца. Выразим все подчеркнутые мотивы таблицей:
Таким образом, мы имеем два параллельных мотива: SOL INVICTUS и император, как спутник и товарищ Солнца; и Митра и SOL INVICTUS. Желанным в обоих случаях будет достижение состояния тождества с SOL INVICTUS, т.е. с непобедимостью. Есть Другие примеры культов, где достигалось тождество Звездного бога и Бога царя: культ Осириса времен древнего царства. Умирающий фараон — Гор возрождался в оживающем фараоне — Осирисе. Но само перевоплощение так же было состоянием, которое требовалось достигнуть при помощи ритуала32, например в достижении состояния тождества важным является мотив трапезы Митры и Сола33. Поскольку состояние это какое то время, существует время к которому состояние должно быть достигнуто. Состояние «вне времени», одновременности прошлого и будущего, достижения прошлого посредством настоящего, хорошо известно для структуры мифа33. Было бы очень заманчиво предположить, что желанное состояние достигалась не всегда, и что его «не достижение» вызывало у верующих чувство беспокойства35. Для понимания того, что структура культа и структура императорской религиозной пропаганды не были подражанием, а являлись своеобразным откликом, ответом и продолжением друг друга, воспользуемся термином Бека «разговор звезды»36. Концепция символьного разговора подразумевает ряд символьных взаимных вопросов – ответов. Символьный «вопрос» заданный в мифологической реальности культа мог найти ответ в структуре императорской пропаганды, в рамках концепции культа. И наоборот, определенный символический посыл структурированной пропаганды мог найти отклик в символике культа, и ответ в культовых действиях. Таких как ритуал, следование определенному катехизису. Благодаря символьному разговору пространство мифа расширяется. Происходящее на земле, во времени сейчас, становится зависимым и влияющим отображением на происходящее там, в том времени. Выразим пространственно временную структуру в таблице:
Феномен двух Солнц, одного Солнца внутри космических сфер, и другого Солнца Смотрящего извне космических сфер выразил Юленси37. Для нас важен не вывод Юленси о существование двух Солнц, а существование двух пространств, там и тут. И взгляде оттуда на «тут». Юленси основывался на метафизических представлениях греко-римской философии. Разделение и синкретизм Митры и Солнца объясним в рамках мифологических воззрений других культур. Например, в египетских божествах мы найдем подобное разделение и синкретизм, например бог Солнца Ра и солнечного диска Атона38. Юленси обращает внимание на такие важные пространственно- временные характеристики мифа, как «время времен»39 и обратную перспективу наблюдателя в Митреуме, взгляд извне, с точки зрения «гиперкосмической» перспективы40.
Состояние непобедимости, в чем оно выражалось? Для императоров, как видно на примере медальона Гордиана III, видимым проявлением непобедимости была победа над врагами в бою. Для доктрины культа непобедимость обладала следующими характеристиками: Борьба, цикличность, Победа Митры(Солнца) над Тельцом (Луной)41. Лунное затмение является достаточно простым для понимания и чувствования, видимым выражением периодической победы Солнца. А его утренний восход и сияние лучей, как видимое проявление этой победы. Часто такой восход встречался войсками как преддверие победы на земле42. Исходя из этой логики, лунное затмение должно было приветствоваться, как выражение победы, а солнечное затмение вызывать чувство беспокойства, как выражение поражения43. Примечания: [1] О подходе к доктрине, с точки зрения верующего, см. например R.Beck.The Religion of the Mithras. Cult in the Roman Empire.2006. P.44,61-63, 132,133,143; О социальной принадлежности верующих Clauss. CultoresMithrae: Die Anhangerschaft des Mithras- Kultes, Heidelberger Althistorische Beitrage und Epigraphische Studien, 10 (Stuttgart).1992; Merkelbach.Mithras.1984; Marquita Volken. The development of the cult of Mithras in the western Roman Empire: a socio-archaeological perspective. 2003. Источник: Гвоздиков Д. С. |