Индо-иранское приграничье (Debevoise N. C.)Свидетельства по истории восточной границы Парфии крайне скудны: события, там происходившие, были слишком отдаленными, чтобы заинтересовать западных историков, тогда как археологические работы на территории Восточного Ирана только-только начались. Индийская история, которая может дополнить недостаточную информацию из западных источников, помогает мало, поскольку, несмотря на значительные данные, как литературные, так и археологические, и те исследования, которые годами велись выдающимися учеными, хронология этого периода пока остается неопределенной. К счастью, отчеты китайских путешественников и историков являются довольно полными и точными и обладают дополнительным преимуществом: упомянутые в них события можно точно датировать. Некоторые ключи к ответу на все еще не проясненные вопросы истории так называемых индо-скифских царств мы можем получить скорее из этих источников, чем из каких-либо других1. В период между 174 и 165 гг. до н. э.2 племя, известное китайцам под названием «юэчжи», обитавшее в провинции Кансу, было атаковано их соседями сюнну (гуннами). Как удар, нанесенный по последнему шару, передается другим шарам, так и движение гуннов передалось другим племенам, жившим западнее. Как называли юэчжей греки, не совсем ясно; юэчжи представляли собой смешанную группу, большую часть которой составляло племя тохаров, а правящим или наиболее важным элементом считались арсы3. Когда юэчжи были изгнаны со своей родины, они вступили в конфликт с племенем, известным как сак (совр. саи или сэ), которое жило в районе реки Яксарт. Греческие и римские авторы называли их саками или скифами; в данном случае, вероятно, речь идет о сакаравках — одном из двух основных подразделений саков4. Юэчжи захватили земли саков и заставили их двигаться перед собой в западном направлении, в Бактрию5. Саки, которые к этому времени представляли собой большую орду, состоявшую частью из сакаравков и массагетов, а частью из других, меньших по размеру групп, собранных по пути, были, таким образом, направлены в Дася (Бактрию)6. Определение времени, когда они вступили в конфликт с парфянами, зависит от неопределенной даты начала экспансии парфян на восток. В то время как парфянское вторжение в Индию при Митридате I (171-138 гг. до н. э.) едва ли может считаться «легендой»7, для таких завоеваний все же нет достаточно надежных свидетельств, кроме утверждения позднего автора Орозия, достоверность сведений которого не безусловна8. Если под Гидаспом он понимал не индийскую реку Джелам, а какую-то другую, например Порали или, возможно, даже Миднйский Гидасп Вергилия9, тогда парфянские завоевания в Индии остаются под вопросом. Орозий находился под влиянием поставгустовской литературной традиции, в которой несущий драгоценные камни Гидасп был широко известен10. Если принять отождествление Туривы11 с Траксианой12 в долине верхнего течения реки Ох, то получается, что в правление Митридата I контакт парфян с наступающими саками был просто неизбежен. В 130 г. до н. э. Фраат II нанял на службу отряд сакских наемников (см. выше, с. 54-55), и вскоре после этого поток завоевателей, вероятно, достиг восточных провинций. Остатки Бактрийского царства были уничтожены этими ордами13, и на борьбу против них парфяне бросили всю мощь своих военных сил. Ожесточенность этой борьбы показывает тот факт, что два парфянских царя, Фраат II (138/137 — около 128 г. дон. э.) и его преемник Артабан II (около 128-124/123 г. до н. э.), погибли в сражениях против саков. Возможно, отдельные группы этих кочевников проникли в сердце Парфянской империи, может быть, даже до Месопотамии, но под натиском парфян большинство саков повернули назад, и таким образом римский Восток избежал опустошения. Тесные взаимоотношения между саками и парфянами в более поздние времена объясняются контактами в ту эпоху, когда орды первых постепенно двигались на юг по направлению к Индии, контактами, которые должны также объяснить парфянское культурное влияние в Таксиле в Индии. В то время как часть саков, очевидно, повернула на юг от основного пути по Иранскому плато и вступила в Индию через Гибинь14, другие их отряды, вероятно, прошли через Восточную Парфию и далее в Индию через Боланский проход в Брагуйских горах15. Даже энергичный Митридат II, очевидно, оказался не в состоянии восстановить полный контроль над восточными провинциями, хотя саки, возможно, признали какую-то форму вассальной зависимости от парфян. После его смерти один из преемников предпринял ряд военных кампаний на восток где-то между 87 и 75 гг. до н. э. и отчеканил монеты в память отвоевания Маргианы, Траксианы и Арии16. До сих пор точно не известно, когда саки вступили в Индию, и только в будущем должны появиться новые данные, которые позволят решить этот вопрос. Дата первого индо-скифского царя Мауэса17 не способствует ее решению, так как она основана на сомнительной интерпретации слова, вызвавшего большую дискуссию, в надписи сатрапа Патики18 на медной пластине из Таксилы и на неопределенной датировке указанной там эры. Вероятно, Мауэса следует отождествить с великим царем Могой этой надписи, датируемой 78 г. неизвестной эры. Название месяца — парфянское. Поскольку о 169 г. до н. э. здесь не может быть и речи, то это и не аршакидская эра, которая началась в 247 г. до н. э.; даже если 78 г. означает 178 г., тогда искомая дата — 69 г. до н. э.19 Э. Дж. Рэпсон предположил, что введение этой эры, возможно, связано с захватом Сеистана Митридатом I20, однако некоторые исследователи датируют надпись из Таксилы 9-6 гг. до н. э., полагая, что эта эра началась после смерти Митридата II в 88/87 г. до н. э.21 До этого Парфия рассматривалась почти исключительно с грекоримской точки зрения. Парфянское влияние в Индии следует оценивать как индо-иранскую культуру, в которой присутствуют другие элементы, в том числе эллинистические. Подобным образом многие этапы оккупации парфянами Дура-Европос и Селевкии-на-Тигре, соответствий которым до сих пор не обнаружено в западном эллинизме, могут быть объяснены как местные греко-иранские. То обстоятельство, что в парфянский период Индия и Месопотамия были больше обращены к Ирану, чем к эллинизированной Сирии22, получило признание совсем недавно. Доказательством этого служат материалы, добытые при раскопках в Таксиле, Селевкии и Дура-Европос, часть из которых уже опубликована, хотя многие еще находятся в печати или остаются неопубликованными в музейных коллекциях. Со времени вторжения саков в Индию они как культурно, так и политически были настолько тесно связаны с парфянами, что их невозможно отделить друг от друга. Тот факт, «что очень немногие настоящие парфянские монеты найдены в Индии»23, представляет собой дополнительное свидетельство того, что саки и пахлавы (индо-парфяне) были независимы от Парфянской империи, хотя они и были ее вассалами24. Несмотря на репутацию воинственного народа, которую парфяне приобрели на Западе благодаря своим успехам в борьбе против римлян, они смогли быстро осознать и воспользоваться преимуществами мирного сосуществования. Для них было не характерно бессмысленное разрушение; скорее им была свойственна практичность, приносящая пользу обеим сторонам конфликта. Природный ум Митридата в сочетании с его победами на полях сражений не раз приводили к соглашениям с обоюдной выгодой. Заключались договоры, которые согласно парфянскому обычаю объединяли стороны в не очень жесткой феодальной системе и гарантировали права на ведение торговли. Индийское чиновничество, вероятно, включало как парфян, так и саков, но из их имен можно извлечь очень мало данных, поскольку одним из первых действий получившего назначение чиновника было принятие формы одежды и имени, соответствующих его новому положению. В том, что касается организации индо-скифских царств и их отношений с вассальными образованиями Юго-Восточного Ирана, мы должны почти полностью полагаться на нумизматические материалы неизвестного происхождения. И хотя выводы Э. Дж. Рэпсона25, возможно, учитывают все доступные в настоящее время данные, новые свидетельства в любой момент могут внести радикальные перемены в наши представления. Обычно в Восточном Иране и Северо-Западной Индии одновременно было три правителя царского ранга: «царь царей» в Иране, связанный с ним младший член его рода и еще один «царь царей» в Индии. Младший член рода в Иране обычно со временем становился верховным правителем в Индии26. Предположение, что титул «царь царей» не использовался в Парфии с 88 по 57 г. до н. э.27, привело к вполне логичному выводу, что правители Ирана и Индии были независимы от Парфии. Впрочем, по крайней мере один случай использования этого титула в Парфии, в 64 г. до н. э., все же известен28. В Восточном Иране правитель выпускал монеты совместно с членом рода, связанным с ним в управлении подвластной территорией. Легенда царя на монете дана по-гречески, а принца на оборотной стороне — на кхарошти; поскольку письменность кхарошти в этот период известна только в Арахосии, то мы можем заключить, что принц управлял ее территорией. Монеты29 и надпись на пластине из Таксилы позволяют считать, что Мауэс завоевал Гандхару, включая Пушкалавати на западе и Таксилу к востоку от реки Инд. Однако в восточном Пенджабе завоевания Мауэса завершили два его преемника, первым из которых был Азес I30. Этот царь был связан с неким Азилисом, который в конце концов и наследовал ему31. Порядок этих и последующих правителей основан только по монетам. В случае с Азесом и Азилисом первый, как старший по титулу, появляется на аверсе с греческой надписью, а второй — на реверсе с надписью на кхарошти32. Вскоре после того, как первый сакский царь начал править в Индии, монарх с парфянским именем Вонон обосновался в Восточном Иране и принял имперский титул. Даты его правления не могут быть точно определены, и вряд ли его можно отождествить с царем Вононом I Парфянским (8-11 гг. н. э.)33. Династию, основанную Вононом, часто называют пахлавской, чтобы отличить от современной ей правящей династии Парфии. В качестве царя царей Индии Азилис продолжил завоевания в Пенджабе, но либо добровольно, либо под воздействием силы отказался от Арахосии, которая перешла под контроль Вонона. Этой областью управлял брат Вонона Спалахор, причем совместно со своим сыном Спалагадамом34. Один из индийских принцев, Азес II, правил Индией совместно с Азилисом и в конечном счете получил верховную власть. Вонону наследовал Спалирис, которого только потому идентифицировали как брата Вонона, что его монеты имеют легенду «брат царя», и принято считать, что Вонон и был тем самым царем35. Сын Спалириса Азес стал правителем Арахосии и, как мы видели, позднее стал царем царей в Индии как Азес II. Следующим преемником по иранской линии, которого мы знаем, был некий Орфагн. Его иранское имя означает «победоносный», и на его монетах, подобно парфянским монетам Вонона I, изображена крылатая Победа, хотя мы не можем сказать, относится ли этот символ к какому-то завоеванию или же это просто царский эпитет. В это время в Арахосии вместе правили два человека, Гондофарн и Гуда (или Гудана), возможно, брат царя царей Орфагна. Гондофарн оставил Арахосию в 19 г. н. э., чтобы принять верховную власть в Индии, где он стал самым знаменитым из царей-пахлавов. У него также было иранское имя, означающее «славный победитель». Данные нумизматики наводят на мысль о том, что он включил в пределы своего царства территории пахлавов и саков в Юго-Восточном Иране и Северо-Западной Индии, а также в долине Кабула, где было обнаружено большое количество его монет. Племянник (?) Гондофарна Абдагаз действовал как его наместник в новой иранской провинции. Г ондофарн все еще находился у власти в 45 г. н. э., но нам неизвестна дата его смерти36. На основе нумизматических свидетельств Э. Дж. Рэпсон предположил, что Гондофарн, возможно, захватил какую-то территорию у парфян. Его монеты, отчеканенные отдельно, либо вместе с монетами его племянника или его главнокомандующих, обычно носят особый символ; этот знак обнаружен надчеканенным на монетах Орода II (57-37/36 гг. до н. э.) и Артабана III (12-38 гг. н. э.)37. Преемником Гондофарна стал Пакор, который носил парфянское имя. Нумизматические данные свидетельствуют о том, что он был сюзереном в Юго-Восточном Иране и контролировал по крайней мере часть Индии. На его монетах, обнаруженных в Таксиле, изображена фигура Победы, как и на монетах Орфагна; на них также присутствовали символ Гондофарна и легенда хорошо известного главнокомандующего. Известен еще один правитель Сеистана, Санабар, который, согласно греческим надписям на его монетах, предположительно действовал на той же территории38. Власть саков в Индии стала быстро слабеть при преемниках Гондофарна. На это снова проливают некоторый свет китайские источники. Спустя сто или более лет после поселения юэчжей в Бактрии и ухода саков в Индию вождь кушан, одного из племен юэчжей, достиг власти над всей группой племен (около 25-81 гг. н. э.?) и основал царство, которое стало известным под названием его племени. Этот царь, Куджула Кадфиз, быстро распространил свою власть на Гандхару, Арахосию и Кабул за счет владений либо Гондофарна, либо Пакора. Возможно, парфянские завоевания, которые упоминают китайские источники39, являются на самом деле завоеваниями кушан в пределах индо-скифских царств; возможно, они указывают на нападения на собственно Парфию. Правление второго царя кушан Вимы Кадфиза закончилось незадолго до вступления на престол Канишки, дата которого долгое время является предметом дискуссии (125 г. н. э.?)40. Остатки прежней державы саков еще существовали некоторое время в дельте Инда. Автор «Перипла Эритрейского моря» пишет о «парфянах», все еще сохраняющих контроль над этой территорией, и описывает борьбу различных мелких царьков за верховную власть41. Примечания: [1] За последние двадцать лет было получено немного новых данных, и потому в большинстве статей рассматриваются общеизвестные источники. Библиография по данной главе неполная; дополнительные работы можно найти в нижеследующих ссылках, а также в: Annual Bibliography of Indian Archaeology. Leyden, 1928-. Источник: Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. «Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета», «Нестор-История». Санкт-Петербург, 2008. |