О некоторых аспектах посвящений римским богам (Дрязгунов К. В.)Интересная археологическая находка хранится с 1948 года в коллекции эпиграфики Museo Nacional de Arte Romano, Merida. Это небольшой, значительно поврежденный мраморный римский алтарь. Текст на нем трудно прочитать полностью, но читаемая часть делает понятным то, что он посвящен богу Марсу Августу римским всадником — наместником провинции Лузитания. Пьедестал видимо был поставлен в исполнении обета богу и в то же время, вероятно, должен был ознаменовать окончание ремонтных работ храма в Эмерите, предпринятых наместником. Установив жертвенник богу Марсу, наместник тем самым просил божественной благодати, высший римский чиновник в провинции, призывая силу бога, показывал лузитанцам, что римское государство могло гарантировать безопасность, что было сделать довольно сложно в третьем столетии. Кроме того, наместник обращал свои просьбы не просто богу Марсу, а Марс Августу, тем самым подчеркивая божественность императорской власти. Добавление эпитета Август тому или иному богу было направлено на демонстрацию связи дома императора с божественной силой и волей. Кроме того, римский наместник хорошо понимал, что эпитет «Август», приданный богу Марсу, явно будет способствовать расположению, к нему — наместнику, императора. Имя этого наместника — Iul[ius] Maximinus и жертвенник был установлен Марсу Августу в честь (p[ro] incolumita[te] temp[orum]). В других регионах империи также имеется упоминания о посвящениях Марсу Августу, в частности, в Галлии и Великобритании. Например, в Lattara в Галлии местные ремесленники и лодочники (fabr[i] et utric[larii] Lattar[enses]) сделали посвящение Марсу Августу и Гению VI viri Augustales, в то время как посвящение Augusto Deo Marti, найденное на Алтаре Рима вне Лугдунума было сделано secunda rudis, возможно в благодарность за покровительство гладиаторским боям (AE1965, 164 = AE1966, 247, CIL ХШ 1676, CIL XI 1749 = EAOR V 59, CIL ХIII566 = ILS 4682a, CIL ХII 2653, RIB 1900). Много других исполненных по обету посвящений, сделанных в Эмерите, включали термин «Deus» или «Dea» в обращении к богам. Так, это наблюдалось для Ataecina Turobrigensis, местной богине, ассимилировшей Прозерпину (CIL II 462 = ILS 4515; AE1997,804a, CIL II461, EE IX 42, EE IX 43 = ILER 733, AE 1983,486 = HEp 2, 34 = HEp 6,135), для Mithras, Deus Invictus (CMBad 765 = HAE 668 = 2694 = CIMRM no. 794; CMBad 766 = HAE 686 = CIMRM no. 795 = ILER 284; CMBad 767 = HAE 2692 = CIMRM no. 796 = ILER 280; CMBad 1088 = HAE 1636=2690 = ILER 277, HAE 1499 = AE 1961, 48 = ILER 400 = HEp 6, 127). Позже и Юпитер был назван на жертвеннике как Deus Iupiter (AE 1992,957 = HEp 5,81, CMBad 768 = AE 1955, 234 = ILER 6004). Эпитеты Август или Августа приписывались богам римского пантеона с эпохи Августа, но произошло и расширение эпитетов как на восточных, так и на местных богов (CIL II 465 = СIIАЕ 52; Saquete Chamizo 2005: 281, Fishwick 1991:446-447; Gradel 2002:103-106). В римской Испании эпитеты применялись к богам, связанным с императорским домом: Марсу, Венере, Аполлону и Меркурию (Fishwick 1991: 446-454, 446; Liertz 1998: 163-188, 166-167; Villaret 1999.б Clauss 2001: 280-289, 527-532). Кроме того, в течение второго и третьего столетий многие из посвящений богам с эпитетом «Август» или «Августа» были сделаны для снисхождения божественной благодати на римского императора и/или членов domus Augusta (Etienne 1958: 344; Fishwick 1991:446-454, 449; Fishwick 2004: 352-360; Smadja 1985). Как пример этому — Sarmizegetusa, где главный жрец трех дакийский провинций посвятил алтарь для благоденствия императора Гордиана между серединой 238 и началом 244 года (Etienne 1958: 344; Fishwick 1991:446-454, 449; Fishwick 2004: 352-360; Smadja 1985). Кроме того, солдат III-го Августова легиона Л. Граний Гонорат сделал посвящение Виктории Августе по случаю получения звания декуриона (ILAlg. 1,2070). Т. Флавий Домиций Валериан в 231 г. исполнил обет Фортуне Августе, получив звание центуриона по рекомендации легиона XIV Geminae (AE. 1976, 540). А центурион III легиона Саттоний Юкунд, поставил в 255 г. по обету статую Марсу militiae potenti (CIL VUI.2634=ILS, 2296). С конца второго столетия римские наместники и провинциальные чиновники, командующие армией и просто солдаты стали осуществлять подобные посвящения богам (Inscriptiones Daciae Romanae III,2, 266, Fishwick 2004: 291-292. Эти люди тем самым демонстрировали свое благочестие и стремление оказать поддержку правящему императору и поддержать стабильность его режима. Наибольшее количество таких посвящений отмечается в третьем столетии, когда римскому государству серьезно угрожали внешние враги и внутренние распри. А. В. Махлаюк утверждает, что в целом ряде надписей указывается, что солдаты давали обет при самом вступлении на военную службу или в младших чинах, а исполнен уже при выходе в отставку или в связи с получением более высокого чина. Так, ветеран, бывший корникулярий трибуна М. Анниолен Фавст, выйдя в почетную отставку, сделал посвящение Юпитеру Статору, которое обещал еще будучи рядовым воином — quod miles voverat (ILAlg. 1.1027). Так же по увольнении в отставку в 194 г. исполнил обет, принятый еще солдатом (quod miles susceperam), бенефициарий консуляра М. Монтаний Целер (АЕ. 1996, 1181). Эвокат Августа Секст Атузий Приск поставил алтарь Тиберину, который обещал, когда еще служил рядовым солдатом (caligatus) (ILS, 2152=Федорова, 339) (Махлаюк А.В. Солдаты римской империи. Традиции воинской службы и воинская ментальность. СПб, 2006, С. 345). Так же, А. В. Махлаюк выделяет посвящение, сделанное voto suscepto сразу нескольким богам и богиням, а также Гению императора Адриана М. Ульпием Терцием, уволенным в почетную отставку из отряда конных телохранителей (CIL V 1.31139; 128 г.); надпись отставного преторианца, посвятившего ex voto статую с базой Юпитеру Консерватору и сослуживцам своим и будущим (CIL Vt.375=ILS, 2104; 148 г.); посвящение другого преторианца, который, также ex voto, принес в дар Гению центурии изображение Геркулеса Защитника за здравие августов (CILVI.210=ILS,2103; 208 г.); еще одно посвящение Гению центурии, которое сделал, исполнив обет, К. Сервилий Рогат, отпущенный в отставку в чине опциона (C1LVIII.253 I=ILS,2443) (Там же). Посвящения богам делали и преторианские гвардейцы. Так, алтарь Марсу посвятил Тит Клавдий Плавий, воин десятой городской когорты Рима со товарищи (ILS 2105). Н. И. Соловьяновым указывается на отсутствие посвящений императорам среди воинов преторианской гвардии, что было на первом месте у воинов провинциальных гарнизонов. Преторианцы осуществляли посвящения высшим богам римского пантеона, покровителям Отечества и богам-воителям: Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Меркурию, Аполлону, Диане и даже Венере и Весте, что не характерно для военных (Соловьянов Н. И. Религиозная практика римских воинов в I–III вв. Красноярск, 2006). Таким образом, практика посвящений различным богам была развита в Риме, особенно в военной среде. В среде административной, подобные посвящения предпринимались и для демонстрации лояльности правящему императору с одной стороны, с другой – с верой в то, что посвящение будет способствовать укреплению власти императора вследствие снисхождения на него божественной благодати. Примечания Etienne, R. (1958): Le culte imperial dans la peninsule iberique d’Auguste a Diocletien (BEFAR 191), Paris. Источник: Дрязгунов К. В. |